Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 редакция 90-ых годов

1. Общие положения 
 

1.1. Настоящие типовые Правила определяют единый на всей территории города Москвы порядок пользования такси и организации работы таксомоторного транспорта (такси) и рекомендуются пассажирам и операторам, осуществляющим таксомоторные перевозки (независимо от формы собственности). 
Правила распространяются на все виды легкового таксомоторного транспорта, водители которого оказывают услуги по перевозке пассажиров и багажа по согласованному с пассажиром маршруту и установленной таксе. 
 

1.2. В настоящих Правилах используются следующие понятии и определения 
Такси 
легковой автомобиль для перевозки пассажиров и багажа с оплатой по таксе, оборудованный специальными опознавательными знаками и устройством, обеспечивающим учет дальности поездки и ее стоимости (таксометром). 
Такса установленная оператором такси расценка оплаты за единицу пробега такси или времени его использования. 
Оператор такси - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление в установленном порядке перевозок пассажиров легковым автомобильным транспортом на коммерческой основе и аккредитованное при Управлении транспорта и связи города Москвы.


Водитель такси 
лицо, управляющее такси. 

Лицензии специальное разрешение на осуществление в установленном порядке перевозок пассажиров легковым автомобильным транспортом на коммерческой основе. 
Оператор по приему заказов на такси 
индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, аккредитованное при Управлении транспорта и связи города Москвы, принимающее заказы на услуги по перевозкам пассажиров и багажа легковыми автомобилями такси и передающее эти заказы для исполнения оператору такси.

 
Регулируемая городская стоянка такси 
- специальная площадка (место) вне проезжей части улиц, оснащенная информационными указателями, оборудованная диспетчерскими пунктами и обозначенная соответствующими дорожными знаками и разметкой, предназначенная для посадки (высадки) пассажиров и стоянки автомобилей-такси. 
Притротуарная городская стоянка такси 
стоянка такси, которая размещается вне проезжей части улиц, вдоль тротуаров, обозначается дорожными знаками (п. 5.14 Правил дорожного движения) и разметкой (п. 1.17 Приложения 2 к Правилам дорожного движения).


Диспетчерская служба 
сотрудники организации, эксплуатирующей стоянку и осуществляющие: 
а) регулирование высадки/посадки пассажиров; 
б) проверку соблюдения водителями и пассажирами Правил организации легковых таксомоторных перевозок (такси) в городе Москве и Положения о городских стоянках легкового таксомоторного транспорта (такси) в городе Москве; 
в) эксплуатацию и обслуживание оборудования стоянки и контроль за его сохранностью и работоспособностью; 
г) содержание в чистоте территории и оборудования стоянки. 
Павильон диспетчерской службы - помещение, предназначенное для нахождения сотрудников диспетчерской службы, размещения специального оборудования и иных целей, отвечающих интересам организации и эксплуатации стоянки. 
 

1.3. Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым таксомоторным транспортом (такси) в городе Москве осуществляется на основании лицензии и лицензионных карточек на каждый автомобиль такси, выдаваемых лицензирующим органом, свидетельства об аккредитации при Управлении транспорта и связи города Москвы и а соответствии с настоящими Правилами. 
 

2. Внешний вид и экипировка автомобиля-такси

2.1. Такси должно отвечать следующим требованиям:

а) наличие отличительных знаков в соответствии с гост 25869- 90 “отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских станций, общие технические требования, а также информация об операторе такси; 
б) соответствие технического состояния и оборудования такси нормативным и правовым актам по обеспечению безопасности дорожного движения; 
в) наличие опломбированного спидометрового оборудования и таксометра в исправном состоянии, а также контрольно-кассовой машины, зарегистрированной в установленном порядке в налоговых органах; 
г) наличие на видном для пассажиров месте в салоне машины (на передней панели автомобиля справа от водителя) информации о таксе и визитной карточки водителя с фотографией, наименования и номеров контактных телефонов оператора такси, Московской транспортной инспекции и ГУП города Москвы Московский таксомоторный транспорт 
д) наличие в салоне машины Правил организации легковых таксомоторных перевозок (такси) в городе Москве и карты города Москвы. 
 

2.2. Использование опознавательных знаков такси при осуществлении перевозок пассажиров легковым автомобильным транспортом на коммерческой основе перевозчиками, не аккредитованными при Управлении транспорта в связи города Москвы в качестве операторов такси, не допускается. 
 

3. Требовании к водителям такси 

3.1. Водительский стаж не менее трех лет. 

3.2. Знание города Москвы и Правил организации легковых таксомоторных перевозок (такси) в городе Москве. 

3.3. Наличие медицинской справки установленной формы, подтверждающей пригодность к управлению автомобилями, полная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо водителя, не превышает 8 (категория “в”).

3.4. Наличие при себе и по требованию сотрудников уполномоченных органов, учреждений и организаций предъявление им для проверки: 
комплекта документов, предусмотренного Правилами дорожного движения; 
- лицензионной карточки; 
путевой документации. 
 

4. Порядок занятия автомобиля такси.

4.1 Пассажир может воспользоваться услугами такси по предварительному заказу, на обозначенных городских стоянках или на улицах города в зонах, превышающих 100 метров от городских стоянок, путем поднятия руки. 

4.2. На обозначенных стоянках такси пассажиры занимают автомобиль, стоящий первым. 
При наличии очереди пассажиров на посадку в такси правом внеочередной посадки пользуются инвалиды и участники Великой Отечественной войны (при предъявлении соответствующего удостоверения), пассажиры с грудными детьми, беременные женщины и инвалиды с травмами опорно-двигательной системы. 

4.3. Организация посадки и высадки пассажиров на регулируемых стоянках такси осуществляется дежурным диспетчером, требования которого обязаны выполнять водители и пассажиры. действия дежурного диспетчера могут быть обжалованы в организацию, осуществляющую эксплуатацию данной стоянки. 

4.4. Посадка и высадка из автомобиля-такси производится со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки автомобиля. Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

4.5. Количество пассажиров такси не должно превышать количество мест, определенное технической характеристикой автомобиля. С превышением этого количества допускается размещение одного ребенка в возрасте до семи лет на руках взрослого пассажира на заднем сиденье.

4.6. Водитель не должен подсаживать дополнительных пассажиров, кроме случаев просьбы пассажира, уже находящегося в такси. 


5. Оплата проезда 
5.1. Оплата проезда в такси производится по установленной таксе в соответствии с показаниями таксометра. 
5.2. Производя расчет с пассажиром, водитель обязан сдать пассажиру сдачу полностью и выдать кассовый чек. 
5.3. При необходимости ожидания пассажира (по его просьбе) водитель обязан произвести с ним полный расчет за совершенную поездку и получить аванс за обусловленное время ожидания. 
5.4. Пассажиры, отказавшиеся от оплаты за пользование такси, передаются органам охраны правопорядка, причитающаяся с них сумма взыскивается в установленном законом порядке. Доставка пассажиров в органы охраны правопорядка дли разрешения конфликтных ситуаций производится при включенном таксометре за счет виновной стороны. 


6. Права и обязанности оператора и водителя такси 
6.1. Оператор обязан: 
а) обеспечить соответствие автомобиля-такси всем требованиям к внешнему виду и экипировке, установленным настоящими Правилами; 
б) не допускать к эксплуатации автомобили-такси, не соответствующие требованиям, изложенным в п. 2, а также в случае наличия неисправностей и иных условий, перечень которых утверждается Правительством Российской федерации. 
6.2. Водитель имеет право требовать от пассажиров неукоснительного соблюдения настоящих Правил в части, их касающейся. 
6.3. Водитель обязан: 
а) в зове, превышающей 100 метров от ближайшей стоянки такси, остановиться на поднятую руку пассажира, за исключением тех мест, где остановка запрещена Правилами 
дорожного движения, и случаев, предусмотренных п. 6.5 настоящих Правил; 

б) содержать салон автомобиля в чистоте; 
в) соблюдать порядок и условия перевозки пассажиров, регламентированные лицензией и настоящими Правилами; 
г) перевозку пассажиров производить только с включенным таксометром и по установленной таксе;  на парковках такси строго соблюдать очередность расстановки автомашин, не покидать автомобиль с целью поиска пассажиров; 
е) при посадке пассажиров оповестить их о таксе, уточнить желаемый маршрут поездки и включить таксометр; 
ж) использовать для доставки пассажира к месту назначении самый короткий разумный маршрут и соглашаться с просьбой пассажира об изменении маршрута; 
э) произвести погрузку и разгрузку багажа пассажиров в багажник автомобиля; 
и) по окончании поездки объявить пассажиру ее стоимость по показанию таксометра и произвести расчет; 
к) соблюдать действующее транспортное законодательство и инструкцию завода-изготовителя; 
л) соблюдать нормы общения и правила поведения в общественных местах, иметь опрятный внешний вид. 

6.4. Водитель не должен отказывать в посадке пассажиру, обратившемуся с просьбой о посадке при помощи жестов, слов или других обозначений. 

6.5. Мотивами для оправданного отказа могут служить следующие обстоятельства: 
а) Наличие в автомобиле другого пассажира; 

б) остановка по просьбе другого пассажира, уже обратившегося с просьбой о посадке при помощи жестов, слов или других обозначений; 

в) наличие у пассажира ручной клади или багажа, которые, по мнению водителя, могут испортить интерьер автомобиля или нанести любой другой ущерб, а также оставить в такси неприятные запахи; 

г) окончание рабочего времени водителя; 
д) неисправность такси;

е) наличие у пассажира животных без средств, обеспечивающих безопасность (специальный контейнер, намордник и т.д.); 

ж) нахождение пассажира в состояния алкогольного или наркотического опьянения или нарушение им общественного порядка. 

6.6. Рабочий день водителя не должен превышать продолжительности, установленной действующим законодательством. 

6.7. Собственность пассажира, найденная в автомобиле, должна быть возвращена непосредственно пассажиру, если это возможно. Если же такой возможности нет, водитель должен передать обнаруженное имущество в отделение милиции, ближайшее к месту, где происходила высадка пассажира, или в бюро находок ГУП города Москвы ‘Московский таксомоторный транспорт”. 
 

7. Права и обязанности пассажира 

7.1. Пассажир имеет права потребителя транспортных услуг, предусмотренные законодательством. 

7.2. Пассажир имеет право: 
а) требовать от водителя соблюдения настоящих Правил; 
б) обращаться в Московскую транспортную инспекцию, к оператору, в ГУП города Москвы “Московский таксомоторный транспорт” с жалобами в заявлениями по качеству обслуживания в вопросам нарушения транспортного законодательства, е указанием контактного адреса или телефона. 

7.3. При пользования такси пассажиры обязаны; 
а) соблюдать настоящие Правила; 
б) соблюдать Правила дорожного движения, в том числе: 
при подъезде на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими; 
посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства. 
Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей 
части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения; 

в) соблюдать общественный порядок; 
г) не совершать действий, угрожающих безопасности водителя, других пассажиров и дорожного движения. 
 

8. Порядок перевозки 

8.1. Открывание окон пассажирами и водителем осуществляется только по обоюдному согласию. 

8.2. Включение (выключение) радио или аудиопроигрывателя производится по просьбе пассажира, так же как и выбор программ. 

8.3. Устройство кондиционирования воздуха в такси включается (выключается/регулируется) по просьбе пассажира. 

8.4. Спорные вопросы между пассажирами и водителем могут быть решены оператором, работниками Московской транспортной инспекции, ГУП города Москвы “Московский таксомоторный транспорт” в иных уполномоченных органов и организаций в пределах их компетенции. 

9. Контроль за качеством транспортного обслуживания пассажиров 
Контроль за выполнением настоящих Правил и лицензионной деятельностью осуществляется по принадлежности Управлением транспорта и связи города Москвы, Московской транспортной инспекцией, ГУВд г. Москвы, оператором (в отношении принадлежащих ему такси). 
 

10. Ответственность операторов и водителей такси 
Операторы, водители и пассажиры такси несут ответственность за несоблюдение установленных норм и правил, регулирующих перевозку пассажиров легковым таксомоторным транспортом, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и города Москвы.