редакция 90-ых годов
1. Общие положения
1.1. Настоящие типовые Правила определяют единый на всей территории города Москвы порядок пользования такси и организации работы таксомоторного транспорта (такси) и рекомендуются пассажирам и операторам, осуществляющим таксомоторные перевозки (независимо от формы собственности).
Правила распространяются на все виды легкового таксомоторного транспорта, водители которого оказывают услуги по перевозке пассажиров и багажа по согласованному с пассажиром маршруту и установленной таксе.
1.2. В настоящих Правилах используются следующие понятии и определения
Такси - легковой автомобиль для перевозки пассажиров и багажа с оплатой по таксе, оборудованный специальными опознавательными знаками и устройством, обеспечивающим учет дальности поездки и ее стоимости (таксометром).
Такса установленная оператором такси расценка оплаты за единицу пробега такси или времени его использования.
Оператор такси - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление в установленном порядке перевозок пассажиров легковым автомобильным транспортом на коммерческой основе и аккредитованное при Управлении транспорта и связи города Москвы.
Водитель такси - лицо, управляющее такси.
Лицензии - специальное разрешение на осуществление в установленном порядке перевозок пассажиров легковым автомобильным транспортом на коммерческой основе.
Оператор по приему заказов на такси - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, аккредитованное при Управлении транспорта и связи города Москвы, принимающее заказы на услуги по перевозкам пассажиров и багажа легковыми автомобилями такси и передающее эти заказы для исполнения оператору такси.
Регулируемая городская стоянка такси - специальная площадка (место) вне проезжей части улиц, оснащенная информационными указателями, оборудованная диспетчерскими пунктами и обозначенная соответствующими дорожными знаками и разметкой, предназначенная для посадки (высадки) пассажиров и стоянки автомобилей-такси.
Притротуарная городская стоянка такси - стоянка такси, которая размещается вне проезжей части улиц, вдоль тротуаров, обозначается дорожными знаками (п. 5.14 Правил дорожного движения) и разметкой (п. 1.17 Приложения 2 к Правилам дорожного движения).
Диспетчерская служба - сотрудники организации, эксплуатирующей стоянку и осуществляющие:
а) регулирование высадки/посадки пассажиров;
б) проверку соблюдения водителями и пассажирами Правил организации легковых таксомоторных перевозок (такси) в городе Москве и Положения о городских стоянках легкового таксомоторного транспорта (такси) в городе Москве;
в) эксплуатацию и обслуживание оборудования стоянки и контроль за его сохранностью и работоспособностью;
г) содержание в чистоте территории и оборудования стоянки.
Павильон диспетчерской службы - помещение, предназначенное для нахождения сотрудников диспетчерской службы, размещения специального оборудования и иных целей, отвечающих интересам организации и эксплуатации стоянки.
1.3. Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым таксомоторным транспортом (такси) в городе Москве осуществляется на основании лицензии и лицензионных карточек на каждый автомобиль такси, выдаваемых лицензирующим органом, свидетельства об аккредитации при Управлении транспорта и связи города Москвы и а соответствии с настоящими Правилами.
2. Внешний вид и экипировка автомобиля-такси
2.1. Такси должно отвечать следующим требованиям:
а) наличие отличительных знаков в соответствии с гост 25869- 90 “отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских станций, общие технические требования, а также информация об операторе такси;
б) соответствие технического состояния и оборудования такси нормативным и правовым актам по обеспечению безопасности дорожного движения;
в) наличие опломбированного спидометрового оборудования и таксометра в исправном состоянии, а также контрольно-кассовой машины, зарегистрированной в установленном порядке в налоговых органах;
г) наличие на видном для пассажиров месте в салоне машины (на передней панели автомобиля справа от водителя) информации о таксе и визитной карточки водителя с фотографией, наименования и номеров контактных телефонов оператора такси, Московской транспортной инспекции и ГУП города Москвы Московский таксомоторный транспорт
д) наличие в салоне машины Правил организации легковых таксомоторных перевозок (такси) в городе Москве и карты города Москвы.
2.2. Использование опознавательных знаков такси при осуществлении перевозок пассажиров легковым автомобильным транспортом на коммерческой основе перевозчиками, не аккредитованными при Управлении транспорта в связи города Москвы в качестве операторов такси, не допускается.
3. Требовании к водителям такси
3.1. Водительский стаж не менее трех лет.
3.2. Знание города Москвы и Правил организации легковых таксомоторных перевозок (такси) в городе Москве.
3.3. Наличие медицинской справки установленной формы, подтверждающей пригодность к управлению автомобилями, полная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо водителя, не превышает 8 (категория “в”).
3.4. Наличие при себе и по требованию сотрудников уполномоченных органов, учреждений и организаций предъявление им для проверки:
- комплекта документов, предусмотренного Правилами дорожного движения;
- лицензионной карточки;
- путевой документации.
4. Порядок занятия автомобиля такси.
4.1 Пассажир может воспользоваться услугами такси по предварительному заказу, на обозначенных городских стоянках или на улицах города в зонах, превышающих 100 метров от городских стоянок, путем поднятия руки.
4.2. На обозначенных стоянках такси пассажиры занимают автомобиль, стоящий первым.
При наличии очереди пассажиров на посадку в такси правом внеочередной посадки пользуются инвалиды и участники Великой Отечественной войны (при предъявлении соответствующего удостоверения), пассажиры с грудными детьми, беременные женщины и инвалиды с травмами опорно-двигательной системы.
4.3. Организация посадки и высадки пассажиров на регулируемых стоянках такси осуществляется дежурным диспетчером, требования которого обязаны выполнять водители и пассажиры. действия дежурного диспетчера могут быть обжалованы в организацию, осуществляющую эксплуатацию данной стоянки.
4.4. Посадка и высадка из автомобиля-такси производится со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки автомобиля. Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.
4.5. Количество пассажиров такси не должно превышать количество мест, определенное технической характеристикой автомобиля. С превышением этого количества допускается размещение одного ребенка в возрасте до семи лет на руках взрослого пассажира на заднем сиденье.
4.6. Водитель не должен подсаживать дополнительных пассажиров, кроме случаев просьбы пассажира, уже находящегося в такси.
5. Оплата проезда
5.1. Оплата проезда в такси производится по установленной таксе в соответствии с показаниями таксометра.
5.2. Производя расчет с пассажиром, водитель обязан сдать пассажиру сдачу полностью и выдать кассовый чек.
5.3. При необходимости ожидания пассажира (по его просьбе) водитель обязан произвести с ним полный расчет за совершенную поездку и получить аванс за обусловленное время ожидания.
5.4. Пассажиры, отказавшиеся от оплаты за пользование такси, передаются органам охраны правопорядка, причитающаяся с них сумма взыскивается в установленном законом порядке. Доставка пассажиров в органы охраны правопорядка дли разрешения конфликтных ситуаций производится при включенном таксометре за счет виновной стороны.
6. Права и обязанности оператора и водителя такси
6.1. Оператор обязан:
а) обеспечить соответствие автомобиля-такси всем требованиям к внешнему виду и экипировке, установленным настоящими Правилами;
б) не допускать к эксплуатации автомобили-такси, не соответствующие требованиям, изложенным в п. 2, а также в случае наличия неисправностей и иных условий, перечень которых утверждается Правительством Российской федерации.
6.2. Водитель имеет право требовать от пассажиров неукоснительного соблюдения настоящих Правил в части, их касающейся.
6.3. Водитель обязан:
а) в зове, превышающей 100 метров от ближайшей стоянки такси, остановиться на поднятую руку пассажира, за исключением тех мест, где остановка запрещена Правилами дорожного движения, и случаев, предусмотренных п. 6.5 настоящих Правил;
б) содержать салон автомобиля в чистоте;
в) соблюдать порядок и условия перевозки пассажиров, регламентированные лицензией и настоящими Правилами;
г) перевозку пассажиров производить только с включенным таксометром и по установленной таксе; на парковках такси строго соблюдать очередность расстановки автомашин, не покидать автомобиль с целью поиска пассажиров;
е) при посадке пассажиров оповестить их о таксе, уточнить желаемый маршрут поездки и включить таксометр;
ж) использовать для доставки пассажира к месту назначении самый короткий разумный маршрут и соглашаться с просьбой пассажира об изменении маршрута;
э) произвести погрузку и разгрузку багажа пассажиров в багажник автомобиля;
и) по окончании поездки объявить пассажиру ее стоимость по показанию таксометра и произвести расчет;
к) соблюдать действующее транспортное законодательство и инструкцию завода-изготовителя;
л) соблюдать нормы общения и правила поведения в общественных местах, иметь опрятный внешний вид.
6.4. Водитель не должен отказывать в посадке пассажиру, обратившемуся с просьбой о посадке при помощи жестов, слов или других обозначений.
6.5. Мотивами для оправданного отказа могут служить следующие обстоятельства:
а) Наличие в автомобиле другого пассажира;
б) остановка по просьбе другого пассажира, уже обратившегося с просьбой о посадке при помощи жестов, слов или других обозначений;
в) наличие у пассажира ручной клади или багажа, которые, по мнению водителя, могут испортить интерьер автомобиля или нанести любой другой ущерб, а также оставить в такси неприятные запахи;
г) окончание рабочего времени водителя;
д) неисправность такси;
е) наличие у пассажира животных без средств, обеспечивающих безопасность (специальный контейнер, намордник и т.д.);
ж) нахождение пассажира в состояния алкогольного или наркотического опьянения или нарушение им общественного порядка.
6.6. Рабочий день водителя не должен превышать продолжительности, установленной действующим законодательством.
6.7. Собственность пассажира, найденная в автомобиле, должна быть возвращена непосредственно пассажиру, если это возможно. Если же такой возможности нет, водитель должен передать обнаруженное имущество в отделение милиции, ближайшее к месту, где происходила высадка пассажира, или в бюро находок ГУП города Москвы ‘Московский таксомоторный транспорт”.
7. Права и обязанности пассажира
7.1. Пассажир имеет права потребителя транспортных услуг, предусмотренные законодательством.
7.2. Пассажир имеет право:
а) требовать от водителя соблюдения настоящих Правил;
б) обращаться в Московскую транспортную инспекцию, к оператору, в ГУП города Москвы “Московский таксомоторный транспорт” с жалобами в заявлениями по качеству обслуживания в вопросам нарушения транспортного законодательства, е указанием контактного адреса или телефона.
7.3. При пользования такси пассажиры обязаны;
а) соблюдать настоящие Правила;
б) соблюдать Правила дорожного движения, в том числе:
- при подъезде на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими;
посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.
Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения;
в) соблюдать общественный порядок;
г) не совершать действий, угрожающих безопасности водителя, других пассажиров и дорожного движения.
8. Порядок перевозки
8.1. Открывание окон пассажирами и водителем осуществляется только по обоюдному согласию.
8.2. Включение (выключение) радио или аудиопроигрывателя производится по просьбе пассажира, так же как и выбор программ.
8.3. Устройство кондиционирования воздуха в такси включается (выключается/регулируется) по просьбе пассажира.
8.4. Спорные вопросы между пассажирами и водителем могут быть решены оператором, работниками Московской транспортной инспекции, ГУП города Москвы “Московский таксомоторный транспорт” в иных уполномоченных органов и организаций в пределах их компетенции.
9. Контроль за качеством транспортного обслуживания пассажиров
Контроль за выполнением настоящих Правил и лицензионной деятельностью осуществляется по принадлежности Управлением транспорта и связи города Москвы, Московской транспортной инспекцией, ГУВд г. Москвы, оператором (в отношении принадлежащих ему такси).
10. Ответственность операторов и водителей такси
Операторы, водители и пассажиры такси несут ответственность за несоблюдение установленных норм и правил, регулирующих перевозку пассажиров легковым таксомоторным транспортом, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и города Москвы.