Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

I. ВОДИТЕЛЬ, ЕГО УМЕНИЕ - ОСНОВА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ


Одной из актуальных проблем на автомобильном транспорте является сокращение дорожно-транспортных происшествий, особенно тяжелыми последствиями, связанными с гибелью или увечьем людей. 
Проблема эта в будущем станет более острой вследствие интенсивного развития автомобильного транспорта, и решать ее обязаны участники движения. 
Все зависит от того, кто сидит за рулем автомобиля, как он подготовлен в самом начале обучения по практической езде. 
Часто бывает так
что начинающий водитель, особенно автолюбитель, предоставлен сам себе. Никто ему о тонкостях вождения автомобиля не рассказывает, а если это и 
делается, то такими же малоопытными водителями, несколько месяцев тому назад с такой же несовершенной подготовкой получившими водительское удостоверение. 
Мне кажется, что пора бы подумать о создании автодрома для автошкол со всевозможными дорогами и проездами, оборудованными системой светофоров, дорожных знаков, разметками дорог, указателями, стоящими на остановке автобусами, пешеходными 
переходами, внезапно появляющимися фигурами, имитирующими пешеходов, с тем чтобы создать для начинающего водителя дорожные условия, приравненные к городским. И уже потом, в заключительной стадии обучения, можно будет выпускать учебные автомобили на улицы городов и населенных пунктов. 
На автодромах обучающемуся может быть предоставлено право самостоятельно управлять автомобилем, производить всевозможные развороты и движения задним ходом, а это, в свою очередь, даст возможность мастеру производственного обучения наблюдать за своими подопечными с вышки и давать необходимые команды по специальному каналу радиосвязи, искусственно создавать разные дорожные ситуации. 
Движение автомобиля -
 сложный процесс, особенно в условиях интенсивного движения автотранспорта. Уже в первоначальной стадии обучения практической езде необходимо научиться разбираться в сложной ситуации, вовремя предугадывать, откуда может появиться пешеход, и т.д. 
У опытного водителя процесс выявления опасного объекта или участка дороги осуществляется боковым зрением. Он смотрит на дорогу и видит все за ее пределами слева и справа, обращая свое внимание туда, где, по его предположениям, может сложиться опасная ситуация
.

У малоопытных водителей боковое зрение отсутствует. Они сидят за рулем скованно и просматривают только узкий коридор проезжей части дороги. Естественно, появление пешехода слева и справа по ходу движения автомобиля для них является неожиданностью. А главное, с увеличением скорости у водителя не хватает времени разобраться в потоке информации, воспринимаемой зрением. К тому же диапазон охвата зрения участка дороги очень мал, а с возрастанием скорости он уменьшается в несколько раз. 
Уметь видеть опасный объект или участок дороги, сосредоточивать на нем внимание, а по мере движения отбрасывать и находить новые объекты или опасные участки дорог 
— вот в чем секрет безопасности вождения автомобиля.

 

 ПРИЕМЫ БЕЗОПАСНОГО ВОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ ПОЛОЖЕНИЕ ВОДИТЕЛЯ ЗА РУЛЕМ


Посадка водителя должна быть такой, при которой в движении чувствуешь всем телом поведение автомобиля. Сидеть надо прямо и свободно, опираясь спиной на спинку сиденья. Полусогнутые руки должны находиться на рулевом колесе, располагаясь симметрично на правой и левой его половине. 
Ни в коем случае нельзя держаться за руль вытянутыми руками, что еще хуже с вывернутыми вверх локтями. В таком положении невозможно будет повернуть резко руль во избежание столкновения или наезда. Ноги должны быть слегка согнуты. Всего этого можно достичь правильной постановкой сиденья и его спинки. 
Не следует управлять автомобилем, держась за руль одной рукой. 
Отдельные водители при разговоре с пассажирами поворачивают к ним голову. Даже при скорости автомобиля 60 км/час, если водитель отвлекся от наблюдения за дорожной ситуацией хотя бы на З секунды, автомобиль проходит “вслепую” около 50 метров пути. 
Судите сами, как это опасно! 
 

2. ТАЛИСМАНЫ И ОЧКИ


В салоне автомобиля не должно быть лишних предметов, отвлекающих водителя от внимательного наблюдения за дорожной ситуацией, а всевозможные талисманы, маячащие перед глазами, отвлекают внимание водителя и повышают его утомляемость. 
Не рекомендуется управлять автомобилем в очках защитного цвета, что также влияет на утомляемость водителя и уменьшает обзорность окружающей обстановки.


З. ЗЕРКАЛО ЗАДНЕГО ВИДА


Зеркало заднего вида и боковое зеркало служат водителю для наблюдении за следующим сзади автомобилем, особенно в местах торможения. 
Мимолетный взгляд на зеркало поможет оценить обстановку и даст возможность 
уйти от столкновения идущего сзади автомобиля.
Поэтому, приближаясь к запрещающему сигналу светофора или к месту остановки автомобиля, необходимо “осадить’ сзади идущий автомобиль плавным торможением своего автомобиля. 
В таких случаях часто бывает, что один автомобиль произвел столкновение с другим. Ясно, что водитель автомобиля, получившего повреждения, который находи
лся впереди, юридически будет оправдан, но столкновения можно было бы избежать, пользуясь описанным выше приемом. 

Так, что в столкновении виновны оба водителя. Один, впереди идущий, в меньшей мере, другой, сзади идущий, в большей мере. 
Зеркалом заднего вида необходимо постоянно пользоваться во избежание аварийной ситуация при трогании с места, торможении, объездах, обгонах, на остановках перед светофором и перед выходом из автомобиля.


4. НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ


Движение начинайте когда убедитесь, что Ваш автомобиль не помешает проходящему мимо транспорту, для чего посмотрите в зеркало заднего вида и налево, предварительно включив левый сигнал маневрирования. 
И только после, когда наберете скорость, равную скорости потока автомобилей, можно переходить в нужный для Вас ряд.


5. ВЫБОР СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ 


Скорость движения является основным источником аварий и дорожно-транспортных происшествий. 
 Известно, что скорость водитель выбирает сам, в зависимости от окружающей обстановки и состояния дороги, такую, которая гарантировала бы безопасное движение автомобиля в пределах скорости, указанной на дорожных знаках, а там где их нет, согласно правилам дорожного движения. 
Разогнать автомобиль умеют все, а остановить его в нужный момент умеет не каждый. Причина большинства дорожно-транспортных происшествий кроется именно в этом.


6. РЯДНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ 


Там, где имеются разделительные полосы, неукоснительно должны соблюдаться правила перехода из одного ряда в другой. Он производится не резким поворотом руля, а постепенным переходом из одного ряда в другой, с включенным сигналом маневрирования. При этом прежде необходимо оценить ситуацию на дороге взглянув на нее через зеркало заднего вида и на секунду в ту сторону, куда необходимо перестроиться. Точно так же надо поступить и при отсутствии разделительных полос. 
Согласно ПДД в левых рядах при свободных правых движение запрещено. Однако многие водители, ездят только в левых рядах, да к тому же со скоростью ниже разрешенной, чем вызывают нервозность водителей автомобилей, для которых дорога является рабочим местом, а не прогулочным. 
Перед неровностями дороги водитель применяет экстренное торможение и до наезда передних колес на неровности отпускает тормоза, автомобиль в этом случае проходит это место по инерции. 
Водитель, резко поворачивающий руль автомобиля во избежание наезда на неровности дороги, забывает, что в потоке автомобилей слева и справа следуют другие автомобили и может возникнуть аварийная ситуация. 
Неровности эти водитель должен видеть на пути движения далеко впереди себя, с тем, чтобы успеть затормозить до полной остановки автомобиля либо, пропустив транспорт путем снижения скорости и убедившись, что не мешает другим участникам движения, объехать их.


7
ВПЕРЕДИ СФЕТОФОР 


Сигнал светофора водитель обязан видеть, скажем, к примеру, метров за 200—300 и, приближаясь к нему, все время держать его в поле зрения. Это отнюдь не значит, что надо смотреть только на светофор и не видеть дороги .Следует периодически обращать на него внимание, тогда для Вас не окажется внезапным переключение на красный сигнал и не надо будет резко тормозить перед светофором. 
Соблюдая это правило, Вы можете вовремя остановить автомобиль перед светофором и избежать наезда на Ваш автомобиль сзади идущим автомобилем, но при этом используйте приемы, описанные в пункте З. 
Умение грамотно остановиться на запрещающий сигнал светофора приходит с опытом. Водитель сначала медленно притормаживает, а когда остается несколько метров до линии «стоп», отпускает тормоза, и автомобиль, медленно двигаясь, как бы сам спокойно подъезжает к светофору, и у самой линии остается только чуть-чуть применить торможение. 
Этим приемом владеют, как правило, водители высокого класса. 
Здесь налицо расчет времени; умение видеть далеко от себя светофор, соизмеряя со скоростью движения, 
И наоборот, автолюбители, подъезжая к светофору на большой скорости, показывают свое «искусство> торможения, когда автомобиль останавливается как вкопанный, и тут же ставят автомобиль на ручной тормоз на ровной дороге без уклона. 
А надо ли ставить на «ручник», когда под ногой тормоза? 
Раньше проводились соревнования на умение тормозить при помощи установленного на «торпедо» стакана с водой, ни одна капля из которого не должна была выплеснуться при правильном торможении.


8. ПРОЕЗД ПЕРЕКРЕСТКА


Проезд регулируемого перекрестка, тем более нерегулируемого, требует от водителя повышенного внимания. 
Сразу надо оговориться, что опаснее всего нерегулируемый перекресток и, подъезжая к нему, необходимо убедиться в отсутствии помех слева и справа, для чего посмотреть налево, потом направо и еще раз 
— налево, потом направо. Затем, убедившись в полной безопасности, можно проехать перекресток. При этом скорость должна быть минимальной. 
В такой же последовательности, используя выше изложенные приемы, производятся повороты на перекрестке налево или направо. 
Точно так же следует поступать и при наличии зеленого (разрешающего) сигнала светофора. 
примечание: очередность проезда нерегулируемого перекрестка при наличии транспортных средств, одновременно подъехавших к перекрестку, производится 
согласно ПДД. Нередки случаи наезда на пешехода перед перекрестком при проезде в “окно” без остановки. Это когда автомобили стоят в ожидании разрешающего сигнала светофора, но один ряд оказался свободным и Вы решили, не снижая скорости, проскочить между автомобилями. Тут же загорается зеленый сигнал светофора. 
Внимание Ваше сосредоточено только на том, как проскочить в “окно”, а в это время слева или справа может появиться пешеход 
— 
наезда не миновать.


9. ПОВОРОТЫ И РАЗВОРОТЫ


Повороты направо и налево производятся соответственно из крайних рядов, даже если нет разметки на проезжей части дороги, с мигающим сигналом поворота. 
Поворот направо следует производить с правого крайнего ряда, не оставляя и метра для велосипедиста или мотоцикла, которые могут использовать эту “щель” для проезда именно в то время, когда вы собираетесь повернуть. В противном случае вы можете оказаться участником дорожного происшествия. 
При разрешающем указателе в два ряда, если Вы поворачиваете из второго ряда направо, 
старайтесь расчетливо оставить место для движения автомобиля, находящегося справа. 
Поворот налево производится с крайнего левого ряда или с двух рядов при наличия соответствующего указателя. 
Несколько сложнее, когда поворот налево производится при отсутствии осевой полосы. Тут надо автомобиль поставить так, чтобы его левая сторона находилась на середине проезжей части дороги. Пропустив встречный транспорт и 
убедившись, посредством зеркал заднего вида и незначительным поворотом ГОЛОВЫ, что Вас слева никто не обходит, можно закончить намеченный маневр. 
Аналогичные приемы необходимо применять и при разворотах для движения в обратном направлении, 
Внимательно следите за поворотом большегрузных автомобилей, которые сначала отклоняются вправо, чтобы выбрать нужный радиус для поворота или разворота, а потом уже производят поворот налево или разворот.


10. ОБГОН АВТОМОБИЛЯ


Обгон автомобиля на автодорогах в местах разрешенных, производится после того, когда убедитесь, что нет приближающегося встречного автомобиля и дорога хорошо просматривается. 
Совершенно недопустим обгон при закруглении дороги и перед перекрестком. 
Не рискуйте производить обгон перед близко идущим навстречу автомобилем. 
Учитывайте и то обстоятельство, что окраска автомобилей воспринимаются зрением по-разному. А соответственно и скорость приближающегося навстречу автомобиля может быть обманчива, т.е. расчет времени на обгон может быть неточен. 
Обгон производится при включенном сигнале маневрирования. 
Часто, начинающие водители, в потоке автомобилей подъезжают близко к идущему впереди автомобилю, а затем резко выходят в другой ряд для обгона, забывшая о том, что слева следует другой автомобиль. В этом случае из-за неправильного обгона создается аварийная ситуация. 
Внимательно следите за дорожной ситуацией при обгоне большегрузных автомобилей, у которых скорость невелика, а впереди может перебегать, чаще всего справа налево по ходу движения, пешеход. 
Многие водители в момент обгона их автомобиля умышленно набирают скорость, тем самым усугубляя опасность для движения на дороге. Обгоняющий и обгоняемый автомобиль двигаются в этом случае с одинаковой скоростью по всей ширине дороги. Стоит  только появиться  встречному автомобилю, как критическая ситуация может наступить для всех автомобилей.


11. ОБЪЕЗД СТОЯЩЕГО ТРАНСПОРТА


Большую опасность представляют места проезда у
 остановок общественного транспорта и стоящих автомобилей. 
Приближаясь к стоящему транспорту, обратите внимание на правую сторону стоящего транспорта: нет ли там пешеходов, собравшихся переходить проезжую часть дороги справа налево в зоне, невидимой от Вас за транспортом. А по мере приближения сосредоточьте внимание на зоне переднего колеса; при этом надо быть готовым к экстренному торможению. 
Скорость должна быть значительно снижена. Удалитесь влево, как можно дальше от стоящего транспорта. 
Проезжать стоящий справа легковой автомобиль надо на расстоянии, чуть большем расстояния открытой двери у стоящего автомобиля , помня о том, что дверь у него может открыться, и  тогда беды не миновать .
При проезде мимо стоящего трамвая при наличии на остановке посадочной площадки, скорость должна быть снижена до минимума. Обращайте внимание на открытые двери и направо  откуда могут  спешить  пассажиры. Если посадочной площадки нет - остановите автомобиль и продолжайте движение только тогда, когда двери трамвая полностью закроются.
Убедившись, что опасность миновала, продолжайте движение и контролируйте другие опасные объекты и участки улиц (дороги)


12. ДВИЖЕНИЕ ПО СКОЛЬЗКОЙ ДОРОГЕ


Особым искусством вождения автомобиля необходимо владеть при движении по 
СКОЛЬЗКОЙ дороге. 
Если Ваш автомобиль повело, то резкое торможение или резкое нажатие на педаль 
акселератора (газа) 
— 
только усугубит занос автомобиля.
Здесь вот как раз поможет правильная посадка водителя, чтобы всем телом ощущать поведение автомобиля и малейший занос. 
По скользкой дороге ездить надо без резких поворотов руля, относительно прямой. 
При заносе руль надо повернуть в ту сторону, куда заносит автомобиль. Автомобиль может тут же пойти в противоположную сторону, и здесь руль надо повернуть в другую сторону. Этот, требующий навыка прием должен быть отработан до автоматизма, без него немыслимо движение по скользкой дороге. 
При заносах следует резко сбрасывать газ, а по мере выравнивания автомобиля рулем плавно нажимать на педаль акселератора.


13. НАКАТ АВТОМОБИЛЯ


Здесь уместно сказать о накате. Недопустимо на скользкой дороге 
двигаться с выключенным сцеплением (хотя даже опытные водители пользуются этим приемом). 
Накат можно использовать на сухой дороге, в местах большого уклона. 
Во всех остальных случаях необходимо, чтобы двигатель постоянно был в зацеплении с колесами, т е. с невыключенным сцеплением. 
Доказано, 
что топливо, сэкономленное при накате, будет израсходовано при разгоне автомобиля. Так что выгоды здесь никакой нет. 
И еще, когда пользуетесь накатом при движении под уклон, в конце его необходимо делать «перегазовку» во избежание преждевременного износа коробки перемены передач. Это нужно для того, чтобы уравнять обороты вращения колес 
с оборотами вращения коленчатого вала двигателя, который в это время работает на холостом ходу. Надо выжать педаль сцепления, резко нажать на газ и включить повышенную передачу. 
 

14. ТОРМОЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ


Необходимости в резком (экстренном) торможении может и не быть, если вовремя правильно оценить дорожную обстановку, предвидеть ситуацию, а это значит следить за поведением пешеходов и впереди идущих автомобилей и малейшее 
их отклонение влево или вправо должно учитываться водителем. 
Надо уметь не только разгадывать маневр впереди идущего автомобиля, но и видеть дальше, за этим автомобилем, нет ли помех у него. 
Эффективное торможение при движении достигается в зацеплении с двигателем, т.е. не выключая сцепления. Чтобы осмыслить этот процесс, надо знать, почему это так. 
При включенном сцеплении в момент торможения двигатель продолжает вращать колеса и поочередно новые, “чистые” участки шин вступают в зацепление с дорожным покрытием. 
Наоборот, при выключенном сцеплении тормоза блокируют колеса, а под колеса набиваются песчинки, щебенка, и, что хуже, кусочки льда. Автомобиль при этом не поддается эффективному торможению и продолжает движение. 
Применяется также прерывистое торможение. Достигается это несколькими резкими нажатиями на педаль тормоза до полной остановки автомобиля. 
И еще. Совместно с торможением автомобиля применяется поочередное переключение передачи с высшей ступени на низшую. При этом происходит более эффективная остановка автомобиля тормозом и двигателем. Помните, что торможение автомобиля, а соответственно и выбор скорости, должно быть закончено до начала исполнения маневра. 
К сожалению, многие водители начинают переключать скорость на поворотах, что приводит к заносу автомобиля. 
Необходимо помнить каждому водителю о недопустимости переключения скоростей на поворотах. 
Водитель-спортсмен никогда не станет переключать скорости на виражах, иначе его автомобиль в одно мгновение может оказаться опрокинутым за пределами трассы. 
Недопустимо также резкое торможение на синтетической разделительной полосе и при мокром асфальте. 
Торможение автомобиля при поворотах грозит заносом и опрокидыванием. Поэтому до начала поворота необходимо перейти на низшую передачу, а по мере прохождения поворота слегка нажать на педаль акселератора. 
 

15. ОСТАНОВКА АВТОМОБИЛЯ


Перед остановкой автомобиля на обочине дороги, когда ее покрытие мокрое (дождь, снег, гололед), необходимо погасить скорость движения до минимума, а потом уже съехать на обочину, иначе Ваш автомобиль может оказаться в кювете. 
Производить торможение при съезде на обочину, в любом случае опасно, т.к. сцепление колес с дорожным покрытием неодинаково. 
Правый сигнал маневрирования должен быть при этом включен до начала торможения. 
Прежде чем выйти из автомобиля, посмотрите в зеркало заднего вида: не помешаете ли Вы проходящему транспорту. 
Во избежание всякого рода случайностей не оставляйте автомобиль с работающим двигателем.


16. ПОЛОМКА АВТОМОБИЛЯ И СТОЯНКА


Поломка автомобиля в дороге неизбежна, если только научиться управлять им, но не знать его устройства. Каждый раз перед выездом на линию необходимо убедиться в его техническом состоянии, устранить неисправность на месте. 
Недопустимы случаи выезда автомобиля с обнаруженной неисправностью. 
А если случилось, что поломка автомобиля произошла в пути, надо принять все меры для того, чтобы убрать его к тротуару или за пределы проезжей части дороги. 
Автомобили, стоящие посреди проезжей части дороги, даже с выставленными согласно ПДД знаками аварийной остановки, не гарантируют водителей, проезжающих мимо, от случайного столкновения и требуют повышенной внимательности и осторожности. 
В темное время суток данная ситуация усугубляется в несколько раз и остановка автомобиля на проезжей части дороги крайне не желательна. 
Каждый стоящий на обочине автомобиль отрицательно действует на психику водителей проходящих мимо автомобилей.


17. ПРОЕЗД ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОЛОТНА


Прежде чем переехать через железнодорожное полотно, убедитесь, что на дороге нет приближающегося поезда. 
Проезд железнодорожного полотна производится на низшей передаче. Ни в коем случае нельзя переключать скорость и производить обгон в зоне железнодорожного переезда. 
 

Если по каким-либо причинам двигатель перестал работать, то необходимо немедленно убрать автомобиль, используя для этого стартер или другие средства. 
Проезд железнодорожного полотна на закрытый шлагбаум категорически запрещен, однако отдельные водители сознательно нарушают этот пункт 
ПДД, чем часто вызывают катастрофу на транспорте.


18. ВЫЕЗД НА ГЛАВНУЮ ДОРОГУ И СЪЕЗД


Внезапное появление автомобилей на главной улице или дороге может привести в замешательство даже самых опытных водителей. 
Поэтому прежде чем выехать на главную улицу или дорогу, остановитесь и убедитесь, что Вы не создадите помеху другим участникам движения 
Выезжая в потоке автомобилей на главную улицу (дорогу) 
водители смотрят налево, пропуская транспорт по главной улице, и забывают о том, что впереди их следует автомобиль и может притормозить, также пропуская транспорт по главной улице. Пока Вы смотрите налево, Ваш автомобиль может настичь впереди идущий транспорт. 
Поворачивая чаще всего направо с главной улицы (дороги), не задерживайтесь с поворотом, ибо сзади идущий автомобиль может настичь Вас. 
 

19. ДВИЖЕНИЕ ЗАДНИМ ХОДОМ


Движение задним ходом 
— процесс не приятный и таит в себе много непредвиденных опасностей. 
Тем не менее каждый водитель обязан уметь им пользоваться, прежде убедившись, что сзади его автомобиля нет никаких опасных объектов и помех. 
Умение управлять автомобилем в неудобном положении за рулем, соблюдая обзорность сзади, приходит к водителю не сразу. 
Однако этим приемом надо владеть так же, как и при движении автомобиля вперед, соблюдая все меры предосторожности.


20. ДВИЖЕНИЕ СЛЕД В СЛЕД


Движение след в след за автомобилем не может гарантировать безопасность. Поэтому надо всегда незначительно смещаться влево или вправо, с тем чтобы видеть, что делается на пути движения у впереди идущего автомобиля. 
Не следуйте близко за грузовым автомобилем. 
Разбитые лобовые стекла у легковых автомобилей 
— результат несоблюдения дистанции. 
Камни, летящие из-под колес впереди идущего автомобиля, могут разбить лобовое стекло вашей машины.

21. ЕЗДА ПО ЛУЖАМ


Избегайте быстрой езды по лужам. 
При этом может залить водой лобовое 
стекло и Вы потеряете видимость. А это опасно. Может встречный автомобиль залить водой лобовое стекло, и здесь надо быть предусмотрительным. 
Заблаговременно включите стеклоочистители, а если их нет затормозите до полной остановки автомобиля. 
Помните, что после движения по лужам необходимо “просушить” тормоза. Включите первую скорость, одной ногой надавите на тормозную педаль, второй 
слегка на газ. Как только убедитесь, что э
ффективность тормозов стала прежней, можно продолжать движение. 
“Просушить” тормоза необходимо и после длительной стоянки автомобиля при большой влажности воздуха.


22. ЗА РУЛЕМ НОЧЬЮ


При движении за автомобилем по возможности не следует пользоваться дальним светом фар, т. к. у водителя впереди идущего автомобиля создается неприятное ощущение. 
Отражение света фар от предметов в салоне автомобиля создает искаженное представление о дороге. 

В этом случае надо отстать от впереди идущего автомобиля или же обогнать его. 
При длительной поездке по трассе наступает усталость и, что еще хуже, сонливость. Глаза слипаются а ехать надо. 
В 
этом 
случае необходимо пользоваться простейшим шоферским приемом: над глазницей смачивают слюной и так повторяют несколько раз, пока не будет достигнут конечный пункт остановки. 
А вообще-то надо воздерживаться от таких поездок. В пути ночью водителю крайне необходим отдых, ибо сон за рулем почти всегда заканчивается трагически.


23. ФАРЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ 
УСТРОЙСТВА


При движении в темное время суток пользуйтесь ближним светом фар и реже прибегайте к включению дальнего света. 
Не ослепляйте водителя приближающегося навстречу автомобиля. 
Заблаговременно переключите дальний свет на ближний, чем создадите атмосферу взаимного уважения. 
В местах достаточной освещенности улиц и дорог совсем не обязательно включать ближний свет фар. 
Современные автомобили оборудованы достаточным светом фар, и дополнительные устройства для освещения дороги нецелесообразны. 

 

24. ВЗАИМНОЕ УВАЖЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ


На улицах с интенсивным движением не забывайте о других участниках движения, находящихся вокруг Вас. 
Водитель обязан видеть все движения, что находятся вокруг его автомобиля, посредством “бокового зрения” и зеркала заднего вида. 
Никогда не надо думать будто ваш автомобиль один на дороге и вокруг никого нет.
Не надо быть уверенным в безопасности, если даже Вы правы, уступите дорогу другому. Ведь за рулем сидят люди, разные по возрасту и опыту вождения. 
Всегда нужно помнить о других участниках движения. 
Взаимное уважение водителей друг к другу 
— результат высокой дисциплины на транспорте.


25. ОСТОРОЖНО: ПЕШЕХОД!


Пешеходы, особенно в ненастную погоду, редко обращают внимание на автомобиль, становятся безразличными к окружающей обстановке.
Здесь вот как раз можно применять световую сигнализацию к пешеходу. 
Нет безвыходных ситуаций 
— есть неумелый водитель.

Пешеход, как известно, передвигается по земле. Он не вырос вдруг из-под земли. 
Водитель обязан видеть все далеко впереди себя на проезжей части дороги и за ее пределами. 
Бывает и так, что на улице находится всего один пешеход, однако водитель производит наезд на этого единственного пешехода. Происходит это потому, что в одно и то же время реакция водителя и пешехода “одинакова”. 
Водитель принял решение объехать пешехода справа 
— и пешеход туда же, водитель влево — и пешеход влево, В этом случае необходимо применить экстренное торможение до полной остановки автомобиля, иначе пешеход может создать такую ситуацию, из которой Вам выбраться будет нелегко.


26. ВНИМАНИЕ: Д
 Е Т И!


Появление детей в непосредственной близости от проезжей части дороги должно быть воспринято водителем как сигнал к особой осторожности. 
Заигравшись, дети в любую секунду могут выбежать на проезжую часть дороги. 
Подобная ситуация может возникнуть и при переходе детей через дорогу (улицу) самостоятельно или со взрослыми. 
Наезд на детей 
— самое тяжкое преступление на транспорте, именуемое по статистике “детский травматизм”. 

                                                                                                                                                            Гостев Н.А.